Главная » В домашних условиях


Восстановление речи после инсульта в домашних условиях



Здорово живем

Как восстановить речь после инсульта

Приступ инсульта происходит из-за закупоренных, слишком слабых сосудов с тонкими стенками (ишемический) или повышенного кровяного давления (геморрагический). После любого вида инсульта возвращение к жизни происходит трудно и долго. Кроме ограничений в движениях чаще всего страдают и психические функции, в том числе речь. Восстановление речи после инсульта требует привлечения логопеда и повышенного внимания родных. Важно начать занятия в течении первых недель после приступа. На более поздних сроках полного восстановления добиться трудно.

Виды нарушений речи после инсульта

Примерно 25% пациентов после приступа страдают от нарушений речевого аппарата, которые медики классифицируют как афазии.

Вид афазии зависит от локализации и объема поражений мозга:

  • если поражается центр Брока. то наступает моторная афазия, которая характеризуется неспособностью выражать мысли с помощью слов, то есть, пациенты не могут определить словами то, о чем думают. Такие больные помнят родных и близких и могут понять, что они говорят, но сами произносят только отдельные звуки;
  • если поражена область Вернике (задняя часть мозга), то развивается рецептивная (сенсорная) афазия, при которой пациенты не понимают речь, но могут произносить лишенные смысла слова и предложения. Это значит, что они не в состоянии опознать значение звуков и понять их смысл. Чаще всего родная речь такими больными воспринимается как иностранная;
  • если развивается семантическая афазия. пациент понимает только простые слова и предложения;
  • при амнестической афазии пациент владеет спонтанной и диалогической речью, то есть, называет близких по имени, но не может выбрать нужное слова для определения названий окружающих его предметов;
  • самая тяжелая форма - глобальная (тотальная) афазия, при которой поражается несколько участков мозга. Это значит, что пациент не только не разговаривает, но и не понимает, что говорят окружающие.

Похожие материалы: Лечение инсульта сосновыми шишками

После того, как врач определит тип афазии, необходимо сразу же начать занятия с логопедом. Из данных статистики следует, что 30% больных начинают разговаривать еще до выписки из стационара. Но это относится только к лечебным учреждениям, в штате которых имеется логопед-афазиолог и он действительно занимается с больными. При обширных повреждениях мозга работа с логопедом продолжается и после возвращения домой.

Процесс восстановления речи после инсульта

Способности мозга к восстановлению до сих пор полностью не изучены. Медики считают, что после ишемического или другого вида инсульта функции погибших клеток начинают выполнять те, которые расположены по близости. Кроме того, мозг создает и новые клетки на замену утраченным. Это значит, что восстановить после инсульта функцию речи возможно, если у пациента и его окружения достаточно времени и терпения.

Как восстановить речь после инсульта? В данном процессе главное - и социальная служба, и пациент, и его близкие должны принимать активное участие в процессе. От этого зависит, как быстро пройдет восстановление и в каком объеме будет компенсирован неврологический дефицит, вернется ли больной к прежней жизни или утратит трудоспособность.

Процесс реабилитации должен быть комплексным и состоять из:

  1. медикаментозной терапии;
  2. речевой терапии;
  3. хорошего ухода.

Перед началом занятий необходимо проверить реакции пациента на тихий голос, шепот, определить основы речевых стереотипов, которые были до приступа. Основной принцип - начинать с самых легких упражнений, постепенно переходя к более сложным заданиям. Нужно так же учитывать индивидуальные особенности, степень разрушения функций мозга и вид афазии. Ведь один пациент свободно ведет диалог, а другому проще назвать окружающие его предметы.
Важно так же подобрать для упражнений такой материал, который для больного важен по смысловой нагрузке и эмоционально. Нельзя начинать работу с обучения отдельным звукам или словам. Важно так же уже с первых упражнений вовлечь пациента в диалог.
Продолжительность занятий определяется индивидуально, в соответствии с особенностями конкретного человека. Средняя длительность - 7-15 минут. За два месяца продолжительность одного занятия должна увеличиться до получаса. Во время выполнения упражнений следует выключить радио и телевизор, исключить другие посторонние шумы.

Положительные результаты для большинства больных, перенесших ишемический или другой инсульт, дает музыкотерапия. Но важно предварительно узнать, какие песни конкретный человек помнит и любит. При затруднении закончить начатое предложение или составить свое можно предложить вместе спеть знакомую песню. Подобные упражнения больные выполняют более охотно, чем стандартные.

Если в результате приступа инсульта у больного образовалась сенсорная форма афазии, лучше использовать картинки, предлагая рассказать, что он видит, и перерисовать изображение. Врач-логопед всегда должен быть спокойным и все слова произносить тихим голосом. Если в течении первых недель после приступа все сделать правильно, восстановление становится достаточно эффективным и стойким. Но занятия имеет право проводить только логопед-афазиолог.
Родственники должны ориентироваться на посильную помощь логопеду. По его просьбе можно некоторые упражнения делать самостоятельно. Главное в этом деле - не навредить. Поэтому необходимо настроить больного оптимистично и не допускать слишком больших нагрузок. Восстановление речи после инсульта требует постоянного общения с больным, даже если он сам не разговаривает. Чаще всего у таких больных речь не восстанавливается, поэтому логопед обучает их другим способам общения.
Процесс восстановления речи после ишемического или другого вида инсульта может длиться до трех лет, хотя основное необходимо сделать в течении первого года. Через три года больной обычно уже приспособлен к дефектам, которые исправить невозможно. Труднее всего, если пациент безразлично относится к собственному состоянию. Задача родных - пробудить интерес к упражнениям, при этом не проявляя излишней опеки.

Похожие материалы: Симптомы инсульта

Восстановление речи после инсульта: упражнения, логопедические занятия


В России происходит около 400 тысяч инсультов каждый год, и нарушения речевого аппарата фиксируется у каждого второго заболевшего.

Обширность зоны поражения головного мозга напрямую влияет на степень расстройства речи. Эти расстройства оказывают самое тяжелое воздействие на пациентов, так как теряется функция социальной коммуникабельности и происходит полная дезадаптация больного.

Восстановление речи проходит более медленно, чем восстановление двигательных функций. Причем, оно далеко не всегда может быть полным. Дело в том, что при сохранности физических функций речевого аппарата (гортань, губы, небо, язык) происходит расстройство речевых отделов в коре головного мозга.

Нарушение речи после инсульта проходят в виде афазий (системных поражений речевой деятельности).

Существует моторная афазия. сохраняющая способность понимания речи собеседника, но вызывающая трудности при произнесении звуков и слов. Тяжелая форма моторной афазии характеризуется полным отсутствием речи, которая до конца не восстанавливается, вызывая непреодолимые трудности даже при построении знакомых фраз.

Сенсорная афазия характерна нарушениями в понимании речи собеседника при сохранении функции слуха и способностей к самостоятельному разговору. Больной часто выражает мысли очень многословно, но его речь насыщена бессмысленностями (слова могут заменяться в произвольном порядке).

Смысловая афазия обычно встречается совместно с амнестической (больной забывает значение и качество предмета, например: ручка – «то, чем пишут», ложка – «то, чем едят»).

Тотальная афазия характеризуется полным отсутствием звукопроизношения и понимания.

Логопедические занятия после инсульта проводятся при первом удобном случае. Восстановление речи проходит с адекватной медикаментозной поддержкой (применяются лекарственные препараты, способствующие улучшению кровоснабжения и обмена веществ в головном мозге).

Уроки логопеда после инсульта проводятся совместно с техниками специального массажа, физиотерапии и электростимуляции.

Родственникам и друзьям больного даются наставления по стимуляции речи (совместный просмотр телепрограмм, чтение книг, общие разговоры).

Достаточно часто можно услышать вопрос: как можно научиться говорить после инсульта? Ответ довольно сложный и объемный.

Если разобрать эту проблему по частям, то отдельно можно рассмотреть специальный комплекс упражнений, выполнение которого заключается в автоматическом многократном произношении простых слов и звуков.

Обычно, все упражнения выполняются по десять раз:

Цокать языком о небо, как цокает копытами лошадка.

До предела высовывать свой язык, шипя, как змея.

Полностью показать свои передние зубы (можно выполнять без звука).

Раздвигать губы в улыбке, не показывая зубы.

Высовывать кончик языка, свернутого в трубочку.

Собирать губы в рупор и громко трубить.

Складывать губы в кольцо, в виде баранки.

Тянуться сначала языком к подбородку, а потом – к носу.

Посылать кому-нибудь воздушный поцелуй и громко чмокать.

Верхней губой тянуться к подбородку.

Все эти упражнения можно чередовать в любой последовательности.

Что делать, чтобы восстановить речь после инсульта на дому

Скачет давление?! Результат не заставит себя ждать! Лео Бокерия рассказал. как привести давление в норму, есть простое средство.

Первоначально стоит растормошить речь посредством использования основы прежнего речевого стереотипа. А именно нужно проверить то, как будет пациент реагировать на внешние раздражители.

Логопедическая работа всегда наращивает темп, и постепенно занятия должны становиться более сложными. В первую очередь стоит обращать внимание на самого больного и на степень его болезни, чтобы не навредить, а вылечить. К примеру, первое занятие считается всегда тестовым, так как изучаются способности и возможности человека, в том числе нарушения, которые нужно будет исправлять.

Если все время держаться на одном уровне сложности занятий, то и восстановление будет стоять на одном месте. Как правило, после тестового занятия логопеды начинают использовать те приемы восстановления речи, в которых есть особо важные моменты для пациента. Если быть точнее, то делается упор на те занятия, которые могут вызывать эмоциональное возбуждение.

Главное - это на начальных этапах не давать самому больному волю выбирать контекст и лечение, так как это может не только сбить его с толку, но и привести к отрицательному результату из-за неправильного нового восприятия реальности.

Как правило, логопеды заблаговременно создают наработки ситуаций и впоследствии разыгрывают их с пациентом, что намного проще и эффективнее. Неплохим вариантом станет использование музыки и изучение музыкальных инструментов, чтобы расслабить психику больного и при этом научить его звукам.

Некоторых больных проще лечить посредством чтения, а других - пения, что зависит, естественно, от фазы заболевания, от личных возможностей пациента, ведь далеко не каждый здоровый человек обладает отличным музыкальным слухом. К примеру, тем, кто болеет сенсорной афазией, нужно использовать исключительно наглядный материал.

Независимо от того, кто проводит занятие, нужно всегда комментировать каждое действие, чтобы пациент мог их запоминать и постепенно повторять.

4 Техники для более поздних недель реабилитации

Если восстановление речи после инсульта при помощи логопеда не началось на ранних этапах, то речевое нарушение может стать не только более серьезным, но и вовсе укорениться . В таком случае нужно обращаться к логопеду-афазиологу, который работает именно с более сложными случаями.

5 Можно ли восстановиться в домашних условиях?

Процесс восстановления речи после инсульта в домашних условиях вполне возможен, но только после того, как такие действия будут одобрены логопедом. Очень важно исключить вред пациенту, слишком большие нагрузки на его психику и мозг, что может пошатнуть не только его настрой, но и вовсе спровоцировать ухудшение состояния.

Далеко не редкость то, что родные больных могут жаловаться на отсутствие терпения и на то, что им требуется положительный немедленный результат. Не стоит отчаиваться, так как главное - это ждать. Пациенты после инсульта, ограниченные в движении или же в речи, всегда замечают реакцию родных, и именно это приводит к апатии, депрессии или вовсе отказу от лечения и восстановления речи. В некоторых случаях логопеды проводят занятия по реабилитации больных лично с ними - один на один.

Человек, который окружен заботой, вниманием, пониманием, станет намного быстрее идти на поправку, а потому каждый родственник должен внести свой вклад и обеспечить больному привычную обстановку.

Нужно помнить о том, что:

  • категорически исключено игнорирование речевого контакта с пациентом;
  • разговаривать с больным нужно медленно, тихо и спокойно;
  • нужно задавать пациенту наводящие постоянные вопросы, а возможно, и напевать песенки, чтобы расположить его к себе.

Через некоторое время эффект будет виден, при условии регулярных занятий и обеспечения присутствия логопеда.

После инсульта можно восстановиться, но не без посторонней помощи. В лечение может входить изучение числовых рядов, алфавита, дней недели и т. д. Некоторые моменты, например, чтение с больным или же изучение букв, может делать не только логопед, но и родственник, но не стоит забывать про перенапряжение, так как пациент должен находиться в постоянном покое и совершенно спокойном психическом состоянии.

Вам все еще кажется, что победить ГИПЕРТОНИЮ тяжело?

  • Вас мучают эпизодические приступы головной боли
  • Давит голову и глаза или бьет кувалдой по затылку или стучит в висках
  • Иногда при головной боли вас тошнит и кружится голова?
  • Все начинает бесить, работать становится невозможно!
  • Выплескиваете свою раздражительность на близких и коллег?

Прекратите это терпеть, вам нельзя больше ждать, затягивая с лечением. ГИПЕРТОНИЯ это причина инсультов и кризов. Прочитайте, что советует кардиолог Лео Бокерия и узнайте как нормализовать свое давлени.

Источники: http://healthy2life.com/insult/kak-vosstanovit-rech-posle-insulta.html, http://hvatit-bolet.ru/insult/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta-uprazhnenija-logopedicheskie-zanjatija.html, http://saymigren.net/vtorichnye/insult/kak-vosstanovit-rech-posle-insulta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню


Избранные статьи

Отекают ноги причина у женщин

Что делать, если отекают ноги? Отекшие ноги – далее...

Можно ли при беременности резко бросать курить

Как бросить курить при беременности Сегодня рассказывать далее...

Средство от аллергии народные средства

Лечение аллергии народными методами и средствами Аллергией называется состояние, которое далее...

Что есть чтобы быть здоровым

Правильное питание Правильное здоровое питание Чтобы далее...

Лечение кисты шейки матки народными средствами

Из этой статьи Вы узнаете как лечится далее...





Популярные статьи

Рак желудка первые симптомы сколько живут (592)

Как болит желчный пузырь симптомы (435)

Симптомы болезни альцгеймера на ранней стадии (268)

Воспаление тройничного нерва симптомы и лечение (73)

Жесты рук и их значение (41)

Экстракт конского каштана сделать в домашних условиях (39)

Что лучше ацикловир или зовиракс (37)

Гирудотерапия точки присасывания пиявок схемы (33)







Консультация в любой области медицины



Thumbnail

Кардиология

Сердце — это биологический маятник организма. Сохранить здоровье сердца и сосудов жизненно важно для активной жизнедеятельности.

Подробности…
Thumbnail

Офтальмология

Глаза — зеркало души и показатель здорового организма. Как сохранить зрение? Как сберечь здоровье и красоту глаз на многие годы?

Подробности…
Thumbnail

Гастроэнтерология

Гастроэнтерология — комплексный раздел медицины, изучающий работу ЖКТ человека, заболевания и методы их лечения.

Подробности…
Thumbnail

Стоматология

Здоровые зубы — важный фактор, от которого зависит не только красота улыбки, но и уверенность в себе.

Подробности…